www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

 

Энциклопедия профессионального образования под ред. С.Я. Батышева

Предисловие

 

В Энциклопедию профессионального образования вошли термины по вопросам теории и истории профессионального образования, теории профессиональной педагогики и производственной педагогики, методики подготовки и повышения квалификации рабочих как в профессиональных учебных заведениях, так и на производстве, подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, профориентации и трудовой подготовки школьников, обучения в учебных заведениях службы занятости, обучения в школах рабочей молодежи, организации научных исследований и др.

Энциклопедия профессионального образования — это настольная книга преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения, учителя трудового обучения, руководителей всех типов профессиональных учебных заведений, служб занятости и отделов технического обучения предприятий. Она будет полезна и для научных работников, аспирантов, студентов и широкого круга интеллигенции.

Научно-редакционный совет выражает признательность Российскому гуманитарному научному фонду и Росбанку за финансовую поддержку научно-исследовательского проекта «Энциклопедия профессионального образования».
ISBN 5-85449-100-1 Ассоциация «Профессиональное образование», 1999
Институт общего образования Минобразования РФ, 1999

Энциклопедия профессионального образования — это первый в мировой и отечественной практике научно-методический труд, в котором представлена систематизированная информация по следующим вопросам:
профессиональная ориентация учащихся;
трудовая и профессиональная подготовка школьников;
теория и практика подготовки рабочих в профессиональных учебных заведениях;
теория и практика подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве;
образование взрослых;
обучение в учебных учреждениях службы занятости;
подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях (техникумах);
подготовка специалистов в высших учебных заведениях (институтах);
теория и история профессионального образования;
организация научно-исследовательской работы и подготовка научно-педагогических кадров
по педагогике профессионального образования.
В Энциклопедии раскрывается и опыт новаторов педагогического труда.
Стержнем различных авторских подходов к содержанию статей, терминов и понятий является гуманизация науки и практики профессионального образования, приоритет демократических форм и методов обучения и воспитания над авторитарными подходами.
В Энциклопедию вошли термины, обладающие одинаковой значимостью для всех профессиональных учебных заведений и направлений профессиональной образовательной деятельности, а также важнейшие понятия в структуре научного знания и функционирования системы подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов. Они отражают интегративные тенденции в разработке современных педагогических технологий, в развитии как профессиональной, так и производственной педагогики. Содержание раскрываемых понятий научно обосновано, соответствует современному развитию системы профессионального образования.

В Энциклопедии представлены отдельные понятия из других областей знаний (психологии, физиологии, социологии, экономики, философии и т.д.), тесно связанных с педагогикой профессионального образования; включены статьи о выдающихся деятелях науки и профессионального образования, освещающие их концепции и взгляды на подготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов.


В ней отражен современный уровень развития педагогической науки и практики в области трудового и профессионального обучения и развития учащихся и работающей молодежи, а также в сфере профессионального обучения различных категорий трудящихся, в том числе безработных, показаны те общественные тенденции, которые формируются и определяют дальнейшее развитие профессионального образования в стране. Авторский коллектив стремился к тому, чтобы содержание статей, толкование терминов и понятий стимулировало научную мысль и творческий поиск ее пользователей.
Следует отметить, что Энциклопедия профессионального образования имеет свои особенности.
Во-первых, это — ярко ориентированная дидактическая направленность основополагающих терминов. Энциклопедия профессионального образования рассматривается как своеобразный учебник, реализующий информационно-познавательную функцию: кратчайшим путем через нормативное обозначение употребляющихся в педагогике профессионального образования слов и сочетаний приобщить пользователей к накопленным знаниям.
Во-вторых, возникновение и развитие рынка труда и его сложной инфраструктуры связано с изменением понятийного аппарата, охватывающего некоторые научные, прикладные и производственные аспекты. В этой связи, в Энциклопедию включены ненормативные термины, с которыми работники профессионального образования сталкиваются в своей практической деятельности.
В-третьих, представленные в Энциклопедии понятия из смежных областей знаний рассматриваются лишь с точки зрения педагогического содержания. Но и в этом случае читатели смогут найти ответы на многие интересующие их проблемы профессионального образования и воспитания.
Авторский коллектив стремился освободить текст от идеологических установок и представить его, по возможности, объективно, без однозначного оценивания, чтобы читатель мог вычленить главные мысли в толковании тех или иных терминов, рациональное звено в той или иной позиции и дать собственную оценку.
В работе по созданию Энциклопедии приняли участие около 100 ведущих ученых и методистов страны, работающих в Ассоциации «Профессиональное образование», Российской государственной академии труда и занятости, Исследовательском центре проблем непрерывного профессионального образования РАО, НИИ высшего образования, Институте профессионально-технического образования, Институте среднего специального образования РАО, Институте общего среднего образования, Институте образования взрослых РАО, а также ученые МГУ им. М.В. Ломоносова, педагогических и технических вузов, ведущие ученые-методисты образовательных учреждений и предприятий страны.
Авторский коллектив отдает себе отчет в том, что энциклопедия не может претендовать на всестороннее раскрытие терминов, тем более, что некоторый представленный в ней учебно-методический материал несет на себе отпечаток не сформировавшихся окончательно теоретический положений, определяющих развитие науки педагогики профессионального образования и практический опыт. Однако этот материал апробирован. В то же время следует отметить, что отдельные формулировки могут вызвать дискуссии, поскольку в них отражен личный опыт, личный взгляд автора статьи, его позиция на то или иное понятие. Ведь мы имеем дело с творческим подходом, и монополия на истину в творческом деле не допустима.
Кроме того, и в самой профессиональной педагогике ряд понятий имеет многовариантность определений, не всегда согласующихся друг с другом. Например, понятия «навыки» и «умения» имеют до 50 определений. Да и научная трактовка тех или иных понятий дается с разных позиций. Например, в учебных пособиях по педагогике сначала рассматривается формирование умений, а затем навыков. В энциклопедии же такой порядок изменен: сначала речь идет о формировании навыков и лишь потом — умений. Ведь конечная цель обучения — это формирование умений выполнять какую-либо работу. Кстати, в литературных источниках отражаются и иные подходы к данной проблеме.
В отдельных случаях приводятся эквивалентные термины; если понятие состоит из двух слов, то первым из них располагается ключевое, более общее слово, чаще всего — существительное, а второе, детализирующее его, — прилагательное. Например, бригада производственная, бригада комплексная, бригада специализированная и др. Однако в отдельных случаях слова располагаются в порядке, соответствующем их естественному употреблению, например, индивидуальное обучения, программированное обучение и др.
Следует подчеркнуть, что некоторые термины, представленные в Энциклопедии, — безымянны. В этом случае авторство, как правило, принадлежит редакционной коллегии.
Всего в Энциклопедии около 3.000 терминов, имеющих принципиальное значение для педагогики профессионального образования, свыше 90% из них ранее в педагогические энциклопедии и справочники не включались. Все определения терминов и понятий печатаются полностью, что отличает Энциклопедию профессионального образования от традиционно принятого изложения в отечественных энциклопедических словарях. Связи между терминами и понятиями устанавливаются при помощи ссылок.
Педагогика профессионального образования — это сравнительно молодая наука, в ней еще нет устоявщихся, систематизированных в полной мере знаний, поэтому авторский коллектив отдает себе отчет в том, что Энциклопедия профессионального образования, являющаяся первым опытом в мировой и отечественной практике, не может претендовать на завершенность.
По крайней мере, авторский коллектив ставил перед собой цель обеспечить:
- раскрытие междисциплинарных терминов;
- включение понятий из сопредельных отраслей науки, имеющих свой предмет;
- комплексность (многообразие связей различных сторон жизнедеятельности человека, отражение социальных контактов образовательной практики);
- всесторонность (возможно полный охват проблем, требующих теоретического осмысления, важность для целостного профессионального развития человека).
Энциклопедия — это настольная книга педагогов профессиональной школы. Она будет полезна не только для мастеров производственного обучения профессиональных учебных заведений; преподавателей начальной, средней специальной и высшей профессиональной школы, руководителей всех типов профессиональных учебных заведений, служб занятости и отделов технического обучения предприятий, но и для учителей труда общеобразовательных школ, инструкторов производственного обучения предприятий, учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатов, научных работников, аспирантов, студентов и широкого круга интеллигенции.

С.Я. Батышев,
руководитель авторского коллектива,
научный и литературный редактор,
Заслуженный деятель науки РФ,
академик Российской Академии образования,
Нью-Йоркской академии наук,
доктор педагогических наук, профессор



 

   Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков