www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

А.М.Новиков

ССУЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

Взяться за перо автора заставили некоторые опасные тенден­ции в развитии учреждений среднего профессионального образова­ния в новых социально-экономических условиях. Эти тенденции складываются на фоне диалектического единства двух противопо­ложных процессов: с одной стороны, зарождением и стремительным развитием острейшей конкурентной борьбы образовательных учреж­дений всех типов, уровней и форм на региональных рынках обра­зовательных услуг. С другой стороны, развитием объективно не­обходимой интеграцией средних профессиональных образовательных учреждений с общеобразовательными школами, профессиональными училищами и лицеями, ВУЗами в построении преемственных образо­вательных программ.

Начнем с первого - конкуренции. Если раньше, в условиях планового хозяйства, основной задачей профессиональных учебных заведений было выполнение планов приема, выпуска и распределе­ния обучаемых, а директор учебного заведения выступал бы в ро­ли «передаточного звена» в выполнении решений директивных ор­ганов, то теперь ситуация в корне изменилась. Успешность дея­тельности техникума, колледжа и, соответственно, его финансовое благополучие (или неблагополучие) теперь определяется коли­чеством студентов, слушателей, курсантов и т.д., пришедших на обучение, количеством и разнообразием видов, уровней и т.п. образовательных услуг, реализуемых в данном образовательном уч­реждении. Соответственно, принципиально поменялась роль дирек­тора учебного заведения - теперь это руководитель самостоя­тельной образовательной «фирмы». И на нем лежит полная ответс­твенность за развитие и процветание этой «фирмы», или наоборот - за стагнацию и неизбежное ее умирание.

К великому сожалению, далеко не все руководители техникумов, учлищ, колледжей это осознают. Положение средних профессиональных образоватеьных учреждений резко расслоилось, дифференцировалось: одни, где руководители ориентируются по старинке только на получение бюдетных ассигнований федеральных или региональных ведомств, которых становится все меньше и мень­ше, медленно хиреют и, по сути, обречены на вымирание. Другие, сориентировавшись на рынок образовательных услуг, на конкурентную борьбу, стремительно развивают свою деятельность, осваивая все новые и новые «плацдармы» образовательных услуг и получая финансирование не только из образовательных бюджетов, но и из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов служб заня­тости населения, социальной защиты, ведомств по делам молоде­жи, силовых ведомств и т.д., а также получая финансирование от предприятий и граждан за предоставление им самых разнообразных образовательных услуг. Вплоть до того, что, насколько автору из­вестно, у некоторых наиболее преуспевших колледжей и технику­мов ассигнования, получаемые от образовательного бюджета, сос­тавляют уже менее 20% их суммарного дохода. В этих учебных за­ведениях приобретается новейшее оборудование, дорогая мебель, преподаватели получают двойную, а то и тройную зарплату (правда, при этом им приходится работать куда более интенсив­но, чем раньше) и т.д.

Часто можно слышать недовольные возгласы - устные и пись­менные- некоторых руководителей техникумов и колледжей: «Почему профессиональные лицеи стали выдавать дипломы о среднем про­фессиональном образовании - запретить!» «Почему соседний кол­ледж открыл подготовку по тем же специальностям, что и в моем техникуме - запретить!» и т.д. Но ведь время запретов ушло безвозвратно - сегодня никому ничего не запретишь. Даже прямые директивные запреты в условиях России ни к чему не приводят - если есть спрос на ту или иную образовательную услугу, расторопный руководитель образовательного учреждения всегда найдет десятки вариантов - как обойти подобный запрет на вполне законных основаниях. В новых условиях любой руково­дитель образовательного учреждения должен обратиться на себя:

- если соседний лицей начал подготовку по программам среднего профессионального образования и молодежь пошла учиться туда, а не в мой техникум - это моя вина, моя упущенная выго­да, упущенная выгода моего техникума. Значит, в соседнем лицее лучше поставлена реклама, лучше организован маркетинг, или там выше качество образования, или специальности там более перс­пективные, чем у меня;

- если по соседству открылись коммерческие компьютерные курсы или курсы иностранных языков и окрестная молодежь и взрослое население пошли учиться туда, а не в мой техникум - это моя упущенная выгода, а также, упущенная выгода педагоги­ческого коллектива, за который я отвечаю и который на этом мог бы иметь дополнительные заработки;

- если в соседней общеобразовательной школе открылись курсы по обучению вождению автомобиля, а я такие курсы не соз­дал - это моя упущенная выгода;

- если завод заказал переподготовку и переаттестацию, к примеру, сварщиков не моему техникуму, а соседнему профессио­нальному училищу - это моя упущенная выгода;

- и так далее.

Но это варианты только прямой конкуренции. Наряду с этим есть и механизмы косвенной конкуренции:

- если выпускник 9 класса остался продолжать образование в своей школе, а не пришел ко мне в техникум - это моя упущен­ная выгода;

- если выпускники полной средней школы поступил в ВУЗ, а не пришли ко мне в техникум - это моя упущенная выгода;

- если юноша, девушка уехали учиться в другой город, а не пришли ко мне в техникум - это моя упущенная выгода.

- и так далее.

Таким образом, все образовательные учреждения находятся в состоянии конкурентной борьбы. Естественно, эта борьба должна вестись в рамках, что называется, правового поля, с соблюдени­ем этических норм. Но эта борьба в корне меняет положение любо­го образовательного учреждения в образовательном пространстве и в корне меняет роль руководителей образовательных учреждений.

С другой стороны - противоположный процесс - интеграция образовательного пространства, построение системы непрерывного образования - как общего, так и профессионального, что требует объединения усилий образовательных учреждений. В частности техникумов и колледжей со школами, профессиональными училищами и лицеями, с ВУЗами. Причем, учитывая все возрастающее стрем­ление молодежи к получению высшего образования (а это объек­тивная общемировая тенденция), то особенно актуальным становит­ся проблема интеграции ССУЗов с ВУЗами.

Естественно, возникает вопрос - если все больше молодежи будет стремиться получить высшее образование, то не потеряют ли свое значение учреждения начального и среднего профессио­нального образования? Как раз наоборот! Как показывает анализ развития профессиональных образовательных систем во всем мире, тенденция такова, что всего лишь небольшая доля молодежи пос­тупает сразу в университет после окончания общеобразовательной школы. И эта доля год от года становится меньше - дело в том, что учиться в университете и в экономически благополучных странах слишком дорого - даже если высшее образование бесплат­ное, расходы на жилье, учебники, питание под силу далеко не каждому студенту. Все чаще реализуется иной путь - молодежь последовательно осваивает ступени, проводя аналогию с нашими стандартами, начального, среднего профессионального образова­ния, совмещая как правило учебу с работой, а затем, по их за­вершении, поступают на 1-2 года в университет, чтобы завершить свое образование, получить диплом университета. Эти же тенден­ции начинают проявляться и у нас в России.

Но, как всегда у нас бывает, при этом появляются нередко самые неожиданные «эксперименты». Есть две философские катего­рии «содержание» и «форма». Как учит диалектика, ведущим являет­ся содержание. А форма - это то, что организует содержание. Казалось бы, решаться проблема интеграции среднего и высшего профессионального образования должна, в первую очередь, выст­раиванием преемственного содержания образовательных программ среднего и высшего профессионального образования. А потом уже, на этой содержательной основе, приступать к решению организаци­онных вопросов - какого рода договоры должен заключить ССУЗ с ВУЗами, на каких условиях абитуриенты будут поступать в ССУЗ, на каких условиях будут переводиться в ВУЗ и т.д.

Однако, так происходит далеко не всегда. Под флагом широ­ко развернувшейся компании интеграции ССУЗов с ВУЗами, активно, к тому же, поддреживаемой чиновными кругами, ряд техникумов, колледжей влились в те или иные ВУЗы, как их подразделения, потеряв право юридического лица. Причем, даже есть случаи, ког­да техникум и ВУЗ не имели при этом ничего общего в содержа­тельном плане, поскольку профили их специальностей были совер­шенно разнородны! А каковы же в этом случае перспективы?! Для ВУЗов такой вариант очень выгоден - можно бесплатно получить хорошую дополнительную учебно-материальную базу. А через неко­торое время то, что было раньше техникумом, прикрыть, людей уволить. Полученную же базу можно сдавать в аренду. Или на этих площадях обучать так называемые «коммерческие группы». Да и с позиций чиновников нашего, с позволения сказать, «государс­тва» есть возможность «сэкономить» государственные средства на образование: после такой «интеграции» сразу возникает вопрос - а зачем нужен такой монстр? Если это ВУЗ, то пусть занимается своим делом - готовит специалистов с высшим образованием. А среднее профессиональное - прикрыть!

Другой вариант «интеграции», тоже получивший уже расп­ространение - когда техникум, колледж, сохраняя свой юридичес­кий статус, фактически почти весь свой контингент передают ВУ­Зам, теряя при этом свое лицо, свою основную функцию - подго­товку специалистов со средним профессиональным образованием.

Фактически, так ошибочно понимаемая «интеграция» - это опасность гибели всей системы среднего профессионального обра­зования как мощной и эффективной подсистемы всего народного образования России. Причем это вина, а может быть беда в пер­вую очередь руководителей ССУЗов, многие из которых имеют пен­сионный или предпенсионный возраст, и у которых нет уже сил ма­неврировать в современных сложных условиях, выдерживать конку­рентную борьбу, противостоять чиновному давлению и у которых возникает желание «отдаться» какому-либо более сильному парт­неру. Очень опасная тенденция!

 

 

Предыдущая статья

Закрыть окно

 

 

    Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков