www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

 А.М. Новиков

РАЗВИТИЕ «САМОСТИ» СТУДЕНТА

 

Давайте, уважаемый Читатель, проведем эксперимент. Задайте любому  студенту вопрос: «кто ты?». Он Вам наверняка ответит: Я Иванов Иван Иванович, студент ... курса ..... группы .....университета. Живу по адресу........ А теперь задайте тот же вопрос: «кто ты?)», но поставив ограничение не использовать социальные роли и внешние атрибуты (типа имени, фамилии, адреса, должности…). В 99,99% случаев Вам в ответ только пожмут плечами.

 

Где-то в возрасте трех лет ребенок отделяет себя из окружающего мира и впервые произносит слово «Я». С этих пор для человека на протяжении всей жизни существуют два мира: «Я» и «не Я», «Я» и все остальное, «Я» и весь остальной окружающий мир. 

До недавнего времени большевистская идеология человека, как такового, ни во что не ставила. Главное было общественное, коллектив. А человек – ничто. Его внутренний мир, его переживания, его интересы были «за бортом»[1]. В то же время, наверное, первым и главным в воспитании, в развитии отношений человека ко всему должно быть воспитание отношения человека к самому себе, развития его «самости». Ведь если человек себя не любит, не уважает, относится к себе пренебрежительно, то и к другим людям и вообще ко всему окружающему он будет относиться точно так же.

Обратимся к такому философско-психологическому понятию (категории) как «Я - концепция». Я - концепция – целостный образ собственного «Я» - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с окружающим миром, с другими людьми и относится к себе. Философия «самости» – «Я – концепция» (хотя она тогда так и не называлась)  – раскрыта в работах Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, К. Роджерса, А. Маслоу и других авторов. Небезынтересно, что еще Я.А. Коменский обратил внимание на то, что природное начало в человеке обладает «самостоятельной и самодвижущей силой».

Но эта область воспитания самоотношения, самосознания в педагогике исследована крайне недостаточно – отголосок прежних времен. А ведь это направление во всем деле обучения и воспитания сегодня актуальнейшее!

Рассмотрим основные понятия Я-концепции.

Я - концепция включает, в первую очередь, самосознание - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Обратимся к происхождению этого слова. «Сознание» - со знанием: осознание каждым человеком своего существования и своих поступков. Быть сознательным — значит действовать со знанием того, что и как мы действуем, жить со знанием того, что существуем. Тогда «самосознание» - знание самого себя, знание о себе: каким я был, какой я сейчас, каким я хочу, каким я должен быть.

Самосознание может рассматриваться в разных аспектах. Во-первых, либо как процесс накопления представлений о себе, либо результат этого процесса.

В первом случае рассматриваются динамические аспекты самосознания:

Во втором случае рассматриваются в большей степени:

·            В вопросе классификации различных сторон самосознания важными являются два критерия:

             1.   Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах:

            2.  Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.

- Временнáя точка зрения на себя:

- С точки зрения различных ценностей:

          Различают следующие функции самосознания в деятельности человека:
          1. "Я" является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным "Я", т.е. это мое знание, мой опыт.
          2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую роль в жизни и деятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.
          Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.

Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена:

Важно заметить, что самосознание является динамичным образованием. Формирование, развитие и изменение самосознания обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование самосознания. В частности, профессиональное самосознание личности может быть реальным и идеальным.
          Понятие «реальное» отнюдь не предполагает, что самосознание реалистично. Главное здесь - представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальное же - это представление личности о себе в соответствии с желаниями - «каким бы я хотел быть».
          Конечно, реальное и идеальное самосознание не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным самосознанием может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реального и идеального профессионального самосознания является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. 

Следующее понятие Я-концепции – самоопределение. Начнем «от печки». Что такое определение? Определить – значит опредéлить, ввести в пределы. Самоопределение – это определение самим человеком - что ему надо, а что не надо; что «его», а что «не его». 

Самоопределение - основанный на свободном волеизъявлении выбор индивидом своего жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях.

Если отталкиваться от идей «Я – концепции», то потребности в самоопределении становятся базовыми потребностями для творческого саморазвития личности. Поэтому одна из главных педагогических проблем заключается в создании условий для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности  подрастающего человека, в том числе студента.

В том числе - о выборе человеком стиля, образа жизни - modus vivendi. Две философских категории «обладания» и «бытия» определяют структуру и иерархию всех ценностей человека, его отношение к окружающему миру и способа существования в нем.  Над проблемой выбора образа жизни (modus vivendi) размышляли Сократ, Конфуций, философы, писатели, педагоги – Г.Д. Гачев, Ф.А. Искандер, К. Маркс, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, О. Уальд, А. Шопенгауэр и многие другие. В зависимости от религиозных, мировоззренческих и моральных позиций каждый человек, каждая социальная группа, общество, культура формулировали свое видение дилеммы – плотское или духовное; чувства или душа; земное или небесное; чувственное или божественное; деньги, богатство и власть или любовь, совесть и милосердие; внутреннее или внешнее; материальное или идеальное; материя или дух; традиционное или инновационное; технократическое или гуманитарное; открытое или закрытое (человек, общество, система) и т.д.

Два типа жизненной ориентации неотделимы друг от друга, дополняют друг друга и не могут существовать один без другого. Не случайно стала крылатой фраза К. Маркса: прежде, чем заниматься научной деятельностью (модус – быть), человек сначала должен есть, пить и одеваться (модус – иметь).

При существовании по модус «иметь» отношение человека к миру выражается в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность. «Бытие» же – такой способ существования, при котором человек наиболее продуктивно использует свои способности, пребывает в единении с миром, довольствуется малым.

Таким образом, принципы жизненной ориентации лежат в основе всей структуры ценностей человека, социальных групп и общества в целом[2]

Как правило, приоритет того или иного модуса жизни закладывается семьей. Но необязательно. Бывают и другие обстоятельства. Так, в семьях, где родители живут по приоритету модуса «быть», нередко дети вырастают с приоритетом модуса «иметь». Обратное встречается крайне редко.

Другая интересная пара деления людей – в отношении трудовой деятельности, в отношении к труду. Часть людей работают для самореализации в труде, в работе. Другая – для того, чтобы заработать средства, а реализовать себя в досуге. При этом «досуг» рассматривается в широком смысле. Это и отдых; и общение в семье, с родственниками и друзьями; и воспитание детей; и саморазвитие – чтение книг, посещение театров, музеев и т.п.

Таким образом, возникает четыре пары отношений, четыре квадранта на рис. 1:

1.     Модус «быть», приоритет самореализации в труде.

2.     Модус «иметь», приоритет самореализации  в труде.

3.     Модус «иметь», приоритет самореализации в досуге.

4.     Модус «быть», приоритет самореализации в досуге.

Рис. 1. Разделение приоритетов

В этом отношении интересны результаты одного социологического исследования, проведенного, правда, не среди всего населения, а на студентах и лицах с высшим образованием (см. рис. 1). Люди разделились по приоритетам поровну в отношении и модусов «быть» и «иметь». Для большинства же людей (70%) приоритетна самореализация в труде.

Важным аспектом самоопределения человека является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я» - концепция индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.

 Представим себе такую сценку. В американском городке на детской площадке дети играют, а мамаши беседуют. Одна задает вопрос другой: «Как вы думаете, Джону следует поступать в Принстон или в Йель?». А Джону всего-то три года. А сценка то типичная. В условиях рыночной экономики профессиональную карьеру надо планировать с детских лет. Определять соответствующий профиль дополнительного образования – кружки, секции, профиль школы и т.д. Естественно, на основе желаний, стремлений самого ребенка, юноши, девушки.

В дальнейшем, профессиональная карьера может быть успешной или неуспешной. Что лежит в основе неуспешной карьеры? Это: несоответствие выбранной профессии и особенностей личности; отсутствие цели в жизни, низкая самооценка и как следствие неудачи в самореализации собственного потенциала.

В процессе построения карьеры исключительно важно выбирать профессию, соответствующую личным стремлением и сформированным идеалам. К сожалению, окружающая среда, в первую очередь многие родители, оказывают крайне негативное влияние на профессиональное самоопределение молодежи, формируя у них целевую, профессиональную ориентацию на творческие специальности, желая, чтобы их дети стали актерами, музыкантами, моделями, дизайнерами и др., без оценки их способностей. В результате допускаются большие нравственные и психологические ошибки, формируется презрение к физическому продуктивному труду.

Профессиональная карьера – это не только продвижение по профессиональной и социальной лестнице, сколько новый уровень самоуважения, самодостаточности, уверенности в завтрашнем дне. Карьеру делает практически каждый, но немногие доходят до ее вершины. Ссылки на фатальность судьбы становятся закономерностью неудачников. Вместе с тем, многие граждане, ничего не добившись в жизни, с удовольствием пребывают в таком состоянии и ничего не хотят менять, они ни за что не отвечают, живут спокойно, всегда есть тот, на кого они могут свалить свои неудачи. Они жертвы обстоятельств, их все жалеют, «сладкая» роль жертвы позволяет им манипулировать другими людьми. Иждивенчество становится жизненной позицией этой категории людей, стремящихся к получению различных званий, степеней, льгот с целью создания комфортных условий жизни и оправдания собственной профессиональной несостоятельности.

В традиционной дидактике, в том числе в дидактике высшей школы считается: чтобы обучить студента, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, организационные формы обучения и т.д. Но традиционная дидактика опускает главное: а будет ли востребовано это человеком, тем конкретным студентом, которого мы обучаем и развиваем. В связи с этим весь арсенал так тщательно выстраиваемых преподавателем дидактических средств часто работает как бы вхолостую, поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного понимания того, что и как необходимо изменить в самом себе, студент должным образом не осознает, а потому эффективность всех этих дидактических усилий часто оказывается низкой.

Современные дидактические теории, как, например, проблемное или эвристическое обучение, ориентируют студента на учебно-творческую деятельность, направленную как бы «вовне». Действительно, учебное творчество нацелено на решение творческих задач в обучении физике, математике и т.д., что, несомненно, развивает творческий потенциал личности, но не всегда затрагивает глубинные процессы «самости», т.е. не всегда задействуются внутренние механизмы творческого саморазвития.

Еще одна проблема, которой, насколько известно, никто  не занимался, связана с тем обстоятельством, что один и тот же учебный или какой-либо другой материал разные люди воспринимают и понимают совершенно по-разному. Автор в этом неоднократно убеждался, читая рецензии – опубликованные и неопубликованные – на свои книги и статьи. Все время приходилось сталкиваться с ситуацией: «когда я это писал, я имел в виду совсем не то! Но такое прочтение текста рецензентом тоже правомерно». 

Поэтому одна из главных дидактических проблем заключается в создании условий для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности ученика. Приходится удивляться, что идеи «Я – концепции»  многие годы были не востребованы в разработке дидактических систем.

Даже в обучении «готовым» знаниям студент должен обладать правом на собственное видение учебного материала, на его интерпретацию в свете личного, авторского прочтения, а также иметь возможности к донесению своей позиции другим людям – учителю, преподавателю, товарищам. Обучающийся должен иметь предусмотренные содержанием обучения возможности поделиться своими открытиями, родившимися мыслями, чувствами,  вынеся результаты своей работы с материалом на суд окружающих – так же, как это делают ученые, писатели, артисты или спортсмены. Любая учебно-научная конференция, художественная выставка, спортивное соревнование и пр. – это парад личных достижений участников, плоды их побед над собой.

Правом студента должно быть личное, авторское прочтение содержания учебного материала и внешняя трансляция этого прочтения как цель работы с содержанием. Выучить материал не «зачем-то», а для того, чтобы рассказать о нем затем перед аудиторией, расставив такие интонационные акценты, какие он сам сочтет нужными, написать реферат по такой теме и по такому плану, которые сформулировал сам, объяснить порядок своих действий с точки зрения продуманной самим логики и т.д. – вот что должно стать «мотором» образовательного процесса. Не самоцельное заучивание учебного материала, а работа с ним, его творческое обыгрывание на основе определенного плана – вот путь ко внутренне мотивированному, увлекающему чтению, путь к тому, чтобы обучающийся мог и хотел вникать в содержание обучения, а не просто механически его запоминал.

В последние годы множество публикаций посвящено вопросам личностно-ориентированного образования. Но это лишь одна сторона проблемы – речь идет, в основном, о выборе личностной траектории движения в образовательном пространстве. Но в целом проблема личностного самоопределения обучающегося в учебной деятельности гораздо шире и требует больших исследований.

Рассмотрим еще одно понятие Я-концепции: самоактуализация.

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Основные условия самоактуализации:

1. Полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее.

2. Представление для себя жизни как процесса постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста.

3. Само слово «самоактуализация» подразумевает осознание своего собственного «Я», которое может актуализироваться. Человек всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Необходимо предоставить возможность этому «Я» проявляться. Большинство людей (особенно это касается детей и молодых людей) прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, сверстников, вышестоящих лиц, традиций и т. д.

4. Необходимость брать на себя ответственность, быть честным перед самим собой.

 5. Человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.

6. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего человек («Я») непригоден.

Самоактуализирующаяся личность - человек, который в теории А. Маслоу характеризуется следующими особенностями:

- лучшее восприятие реальности, лучшее принятие себя, других, окружающего мира;

- увеличение спонтанности поведения, способность концентрироваться на проблеме, эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь, автономия и способность противостоять социальному натиску;

- зрелость чувств, опыт трансперсональных переживаний, лучшее понимание человека как человека (вне социальных штампов), улучшение межчеловеческих взаимоотношениях, демократические признаки в собственном характере, усиление креативности, более объективная система оценок.

Наконец, самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности. Самооценки обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно своего «Я». Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний.

Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок очень много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Во-вторых, второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

В-третьих, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Другие понятия «Я – концепции»: самообучение, самосозидание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие, самопознание, самопроектирование, самовоспитание, самокоррекция, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация, самоуправление, самоформирование, самодисциплина.

Здесь мы не будем их детально рассматривать – это не дело журнальной статьи. Необходимо лишь отметить, что пока что Я-концепция существует в виде набора всех этих вышеуказанных понятий. По каждому из этих понятий в литературе имеется довольно большое количество публикаций. Но эти понятия до сих пор не связаны между собой какой-либо единой структурой. И так называемой Я-концепции еще только предстоит стать концепцией (теорией) в полном смысле этого слова. Это задача для философов и психологов.

Для педагогики же, в том числе педагогики высшей школы задача заключается в том, чтобы так перестроить образовательный процесс, чтобы оптимальным образом развивать «самость» студента. Конечно, переход на модульное обучение, систему зачетных единиц, развитие проектной деятельности обучающихся этому способствует. Но это лишь начальные сдвиги, «верхушка айсберга». А «весь айсберг» еще только предстоит осваивать. И это одна из актуальнейших проблем всей педагогики.

Следует отметить, что проблема развития «самости» столкнется с трудностями в силу особенностей российского менталитета. В первую очередь это такая черта как  общинность. Ее также можно было   бы назвать соборность, а в советский период она именовалась коллективизмом. И здесь россияне принципиально отличаются от западной цивилизации.

Западная цивилизация, прежде всего, в протестантских странах, исторически создала совершенно особый тип человека. Характерной его чертой является индивидуализм, как ценность и психологическая реальность индивидуальной автономии. Так, в США основным религиозным течением было пуритантство, одним из главных тезисов которого было приумножение богатства во славу Господа. Отсюда жесткий индивидуализм: «Каждый за себя – один Бог за всех», трудолюбие и энергичность. Базовыми ценностями американского общества стали индивидуальная свобода, опора только на себя и материальное благополучие как эквивалент счастья. Индивидуализм имеет и положительные и отрицательные стороны. Так, американцы сами страдают от своего одиночества – ведь    все свои беды и несчастья он должен носить в себе, а на людях только улыбаться. Даже у себя в семье. Не дай бог попробовать «поплакаться в жилетку» кому-нибудь – сразу станешь изгоем: «Это твои проблемы, ты их сам и решай!» Но индивидуальная автономия личности способствует развитию самосознания, самоопределению личности и т.д.

Менталитет россиянина, исторически сформированный под влиянием Православной церкви и русской деревенской общины, иной – общинный, соборный – «Один за всех и все за одного». Каждому читателю хорошо, наверное, известны выражения:  «всем миром», «с миру по нитке – голому рубашка». Так вот, «мир» в этом смысле – это деревенская община, которая всегда основывалась на взаимопомощи и взаимовыручке, У нас принято «поплакаться в жилетку» соседу, взять денег взаймы – что в западных странах немыслимо. И вообще человеку не дадут пропасть. Нищенство, широко распространенное в дореволюционной России и возродившееся теперь, с одной стороны, и меценатство наподобие братьев Третьяковых,            С. Морозова и других состоятельных людей, с другой стороны, – как полярные явления также являются проявлением        этого качества – общинного менталитета россиянина. Автор умышленно пишет «россиянина», а не только русских, поскольку общинность как особенность менталитета свойственна не только русским, но и евреям, татарам, бурятам и т.д. и в этом отношении в их менталитетах много общего. Таким образом, общинность свойственна, очевидно, почти всем или всем народам и народностям, населяющим Россию. Так же, как и духовность.

Но общинность имеет и свои отрицательные качества. Прежде всего, принцип: «не высовывайся». В общине люди должны жить примерно одинаково: «я как все», «у нас не  хуже, чем у других». Человека, в чем-то преуспевшем значительно больше, чем другие или не желающего жить по общим канонам община не приемлет и «выживает». Как, например, нередко ярких передовых учителей и преподавателей выживают не столько руководители образовательных учреждений, сколько серые педагогические коллективы.

Тем не менее, общинность со всеми своими положительными и отрицательными сторонами является неотъемлемой чертой российского менталитета. И как раз это качество россиянина будет, очевидно, препятствовать развитию его «самости» личности, столь необходимой в современных социально-экономических условиях.

Таким образом, проблема развития «самости» студента – проблема весьма сложная. Но решать ее необходимо.

 



[1] Справедливости ради следует отметить, что сам К. Маркс – основоположник коммунистической идеи здесь не причем. Наоборот, Маркс трактовал коммунизм как возвышение Человека, как преодоление профессионального идиотизма, как соединение умственного и физического труда, как всестороннее развитие личности. Трансформация идеологии была осуществлена позже российскими большевиками. назад

[2] Подробнее об этом см.: Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна, Из-во «Феникс+», 2001. – 208с. назад

 

Предыдущая статья Закрыть окно

Следующая статья


 

   Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков