www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

А.М.Новиков

НЕ ДАЙ МНЕ БОГ СОЙТИ С УМА
Информатизация общества: проблемы Добра и Зла

 

В педагогической печати, на конференциях и т.п. происходит безмерное и ... чаще всего БЕЗДУМНОЕ восхваление компьютерных технологий, средств мультимедиа, телекоммуникационных сетей и т.п.

Вот это второе обстоятельство и побудило автора взяться за перо.

Человечество идет к информационному обществу. Это факт бесспорный: мир насыщается компьютерами, теле и видеотехникой, сотовыми телефонами, информационными и телекоммуникационными сетями и т.д. Расходы на информатизацию уже в два раза превышают расходы на энергетику, на обеспечение общества энергией. С конца пятидесятых годов собственно технический прогресс как таковой в узком смысле слова как развитие собственно техники, «железа» резко снизил свои темпы – лазер был последним принципиально новым для цивилизации техническим изобретением. Далее научный прогресс резко изменил магистральное направление развития в сторону информатизации.

Информатизация дает человечеству огромные, невиданные, самые неожиданные возможности, коренным образом меняет мир, всю человеческую цивилизацию. Большие возможности информатизация несет и в сферу образования.

О достоинствах и преимуществах информатизации говорится и пишется много, так что здесь мы не будем повторять эти истины. Но Добро и Зло всегда идут рядом, рука об руку. И о негативных последствиях информатизации общества, наверное, пора всерьез задуматься. Пушкинская строка, взятая в качестве заголовка данного раздела, сегодня становится чрезвычайно актуальной практически для каждого человека.

Мир сейчас находится примерно в такой же ситуации, как и в сороковые-пятидесятые годы ХХ в., когда была открыта ядерная энергия и перед человечеством стояла дилемма – мирный атом или всеобщее уничтожение в атомной войне. Ракетно-ядерной войны удалось избежать. Но даже мирное использование атома обернулось ... ЧЕРНОБЫЛЕМ, последствия которого мы себе еще плохо представляем.

Аналогично сегодня возникают проблемы последствий информатизации. Но есть и принципиальные отличия. Атомная бомба представляла собой явную угрозу человеческим жизням, физическому здоровью людей, информатизация – это скрытая, часто неосознаваемая угроза не только и не столько физическому, сколько психическому здоровью. За атомной бомбой стояли конкретные имена ее создателей: Э.Ферми, А. Эйнштейн, И.В.Курчатов и другие. Ученые сознавали свою нравственную ответственность за сотворенное ими – это пацифизм А.Эйнштейна, диссидентство и самоубийство Р.Оппенгеймера – «отца атомной бомбы», стойкое диссидентство А.Д.Сахарова – «теоретика водородной бомбы», драматические и трагические судьбы многих других ученых. Информатизация же по сути своей, в основном, безымянна, поскольку является плодом деятельности десятков, сотен тысяч людей, а точнее – их многих миллионов, поскольку сегодня практически каждый школьник может создавать свои собственные программные продукты для персонального компьютера или Интернета. И далеко не все люди, работающие в этой области, задумываются о своей моральной ответственности перед обществом и даже перед самым собой.

Не рано ли бить тревогу о последствиях информатизации?

Нет, не рано, а может быть и поздно! Информатизация общества – это не только компьютеры и информационные сети. Это все каналы сбора, хранения, передачи и переработки информации. Это радио и телевидение, количество программ которых и объемы их суточного вещания непрерывно растут. Это компьютерные игры. Это книги, газеты, журналы и т.д. А сегодня телевизор, к примеру, есть практически в каждом доме, микропроцессорные игровые приставки – во многих домах.

Как Вы думаете, уважаемый Читатель, что рисуют дети в детском саду, когда им предлагают сделать рисунок на тему «семья»? Думаете, «папа, мама, и я?» А еще любимых бабушек и дедушек, кошечек и собачек? Как бы не так! Более половины детей рисует ... ТЕЛЕВИЗОР! Это ужасает. Происходит подмена добра и любви чем-то иным. Даже не информацией, как это будет сказано ниже.

Так что информатизация проникла буквально в каждый дом. Ребенок, насмотревшись «мультиков» или до одури наигравшись с игровой приставкой, подходит к матери. А в ответ получает :»Отстань, ты что не видишь – я смотрю «Санту Барбару». Миллионы людей, бросая все дела, работу, семейные заботы усаживаются за телевизор: «Санта Барбара», «Тропиканка», «Бедная Настя» и т.д. и т.п. – в Москве, к примеру, по всем телевизионным программам демонстрируется постоянно более двадцати сериалов. Не считая ежедневных многократных боевиков, триллеров, развлекательных игр типа «Поле чудес» и другой многочисленный телевизионной бездуховной «продукции», не считая тысяч продающихся повсеместно видеокассет.

С одной стороны телевизор опасно удобен и приятен тем, что у его экрана перед человеком не стоит самой сложной для него проблемы – проблемы ВЫБОРА. Человеку у экрана не надо принимать никаких решений. И он незаметно для самого себя превращается в манкурта в духе Ч.Айтматова, в духовного раба – ведь рабство в первую очередь и заключается в том, что перед рабом не стоит проблемы выбора – за него все решает кто-то другой.

С другой, еще более худшей стороны, к дефектологам и психоневрологам все чаще приводят детей, подростков, юношей, чаще девочек и девушек, а нередко и взрослых, всерьез воображающих себя Марианной, Изаурой, Настей и другими телевизионными «героинями» и «героями» – люди уходят в другие красивые «виртуальные» ( ненастоящие, вымышленные) миры.

Не менее страшно стремительно разрастающееся явление «хакерства». «Хакеры» – это люди, чаще всего молодые, сутками проводящие время за компьютерами или игровыми приставками и потерявшие всякий интерес к чему-либо другому, потерявшие интерес ко всем другим нормальным человеческим потребностям.

А кто знает к каким психическим последствиям может привести использование «информационного скафандра», надевая который человек практически полностью всеми своими ощущениями и действиями «отключается» от реального мира и попадает в мир «виртуальный», компьютерный, вымышленный. «Информационные скафандры» – это пока еще экзотика для большинства населения, хотя они уже и продаются в магазинах. Но кто может сказать, насколько безвредна, к примеру, телевизионная реклама, когда нам постоянно с интервалами 5 минут повторяют «Каждый раз во время еды ...» Ведь психологи и физиологи знают, насколько опасными могут быть для человека циклические раздражители, так называемые «навязываемые ритмы».

Но информатизация – это не только телевидение и компьютер. Это и все другие средства информации. Чего стоит, к примеру, такой феномен, когда в театре во время спектакля в зале раздается сигнал сотового телефона и зритель начинает телефонный разговор :»да, да, дело уже к концу идет, её уже душить начали, скоро приеду домой». С массовым распространением мобильных телефонов появилась и стремительно прогрессирует новая болезнь – «мобилемания» - по утверждениям врачей от 10 до 15% владельцев мобильных телефонов стали самыми настоящими невротиками: они безостановочно звонят кому угодно и когда угодно, передают телевизионные изображения и фотографии и т.п. – безо всякой надобности!

А как быть с таким фактом, что сегодня подавляющее большинство молодежи на вопрос «Ты «Войну и мир» читал?» отвечает: « нет, зачем – я кино видел!» Сегодня книжный, журнальный, газетный рынок сильно расширился. И это замечательно. После некоторого перерыва население вновь возвращается к массовому чтению. Пассажир с книгой вновь становится приметой российской электрички, метро, автобуса. Но что же читает сегодня массовый читатель? В исключительном большинстве наводнившие буквально лавиной наши книжные прилавки детективы, триллеры, «женские романы» - занимательные, но полностью бездуховные.

Как известно, К. Шеннон, создатель теории информации, определял информацию как сообщения, сигналы, устраняющие НЕОПРЕДЕЛЕНННОСТЬ. Любое живое существо, в том числе человек живет в полной неопределенности внешней среде, в полном неопределенности мире. Информация необходима ему для устранения, снижения неопределенности. Только тогда растение, животное, человек могут правильно реагировать на изменения среды, в том числе человек – принимать решения. При этом важно то, что не всякие сигналы в системах сбора, хранения, передачи и переработки информации являются информацией. Если сигналы не устраняют, не снижают неопределенность – то это всего лишь ИНФОРМАЦИОННЫЕ ШУМЫ, ПОМЕХИ, ЗАБИВАЮЩИЕ ,ЗАГЛУШАЮЩИЕ САМУ ИНФОРМАЦИЮ.

С этих позиций подавляющее большинство огромного числа теле и видеофильмов, «мультиков», пришедших на смену шедеврам А.Тарковского, Э.Рязанова, М.Захарова, Ю. Норштейна, большинство современных книг, журналов, компьютерных игр - это вовсе не информация, а лишь информационные шумы – они не несут человеку знания, притупляют чувства, подавляют волю, «забивают мозги». Телебоевики, триллеры, блокбастеры похожи один на другой как две капли воды – разница только в том, что драки и убийства происходят либо на улице, либо на заводе, либо на складе, на корабле и т.п. Не говоря о нравственной стороне таких фильмов, пропагандирующих культ насилия, они не несут информации – как известно, повторные сообщения единожды воспринятой информации уже информацией не являются – это информационные шумы. Шумы, разрушающие психику человека.

То же самое с книжной продукцией - «женскими романами» и т.п. То же самое с современной так называемой «поп-музыкой» – часами передаваемые «клипы», в подавляющем большинстве своем также бессодержательны и с познавательной и с эстетической точки зрения, а ритмы модного рок-энд-ролла, как показали исследования физиологов, к тому же разрушают нервную систему, вызывают у человека чувство агрессии. Так что информатизация и разумное использование информации – отнюдь не одно и то же.

Огромные возможности раскрывают информационные системы и технологии в образовании для развития личности учащегося, студента. Но у этих систем должны быть специфические новые сферы применения. Не взамен, а в дополнение традиционным средствам обучения. Сегодня же мы часто наблюдаем довольно примитивные попытки заменить компьютером учебник, задачник, хрестоматию. Сегодня уже технически довольно просто реализовать, чтобы компьютер вслух читал нам стихи А.С.Пушкина, да еще показывал бы «картинки». Только зачем?! Лишь затем, чтобы превратить художественное произведение в развлекательное чтиво?

И уже совсем становится страшно, когда слышишь «прогнозы» некоторых «горячих голов», что учитель в скором времени вовсе станет не нужен, что его заменят компьютеры, информационные сети и телекоммуникационные системы, что учиться можно будет не выходя из дома. В принципе это уже сегодня можно реализовать.

Наверное, посмотреть и послушать по телевизору лекцию какого-нибудь знаменитого австралийского профессора или посмотреть картины Лувра по компьютерной сети зачастую куда интереснее, чем изо дня в день сидеть на уроках одной и той же Марьиванны. Но Марьиванна идет на урок к ученику с любовью к нему, с пониманием его горестей и радостей, надежд и отчаяний. И ученик идет на урок к Марьиванне с пониманием, что он ей нужен, что он хоть кому-то НУЖЕН. А компьютеру, телевизору он НЕ НУЖЕН. Человеческую личность может воспитать исключительно только человеческая личность. Компьютер может вырастить только робота.

Проблемы негативных последствий информатизации общества сказанным выше вовсе не исчерпываются. Генная инженерия – это попытка информационного вмешательства в наследственность живых существ, в том числе человека. О возможных опасных последствиях этих экспериментов писалось многократно, мы не будем повторяться. Но появились «компьютерные вирусы». Они ведут себя во многом также, как и обычные биологические телесные вирусы – факт для науки чрезвычайно интересный – ведь у них одна и та же информационная природа. Компьютерные вирусы портят пока только их программное обеспечение и не влияют на человека непосредственно. Но кто поручится, что вслед за ними не появятся другие вирусы, передаваемые от компьютера человеку в виде «вирусов духовных». А распознавать их будет чрезвычайно сложно. Хотя бы потому, что авторы почти всех известных на сегодня компьютерных вирусов анонимны.

В то же время уже давно известно, что посредством кино, телевидения, компьютера в человека можно «закладывать» информацию на подсознательном уровне и тем самым управлять им. К примеру, так называемый «эффект 25-го кадра»: через каждые 25 кадров кинофильма, телепередачи высвечивается какая-либо надпись, к примеру, «покупай Стиморол». Человек эту надпись своим сознанием не видит, но непроизвольно идет покупать «Стиморол». Применение таких трюков строжайше запрещено законами во многих странах, а у нас уже продаются школам компьютерные и видеопрограммы по иностранным языкам и т.д. под общим «юмористическим» названием «25-й кадр ЦРУ» – безо всякого медицинского, психологического, физиологического контроля; безо всяких лицензий и сертификатов!

Но ведь бесконтрольное вмешательство в подсознательную сферу человека чрезвычайно опасно для его психического здоровья!

Информатизация стремительно проникает во все сферы жизни общества, в том числе все теснее сплетается с политикой. Например, одна из причин нашего сегодняшнего отставания в области компьютерной техники заключается в том, что 20 лет назад в СССР пытались создавать персональные компьютеры собственных отличных от зарубежных конфигураций – ЦК КПСС пытался создать информационный барьер от Запада. Точно также печально известный КОКОМ – организация НАТО, регулировавшая торговлю стратегическим сырьем и товарами, запрещал продажу персональных компьютеров и программного обеспечения к ним в бывшие социалистические страны. Но невольно возникает вопрос – почему же сегодня зарубежные фирмы и фонды бесплатно или за чисто символическую плату подключают наши российские школы, лицеи и университеты к международным информационным сетям, в частности, к Интернету? Просто ли это благотворительность?

Известен принцип: «Кто владеет информацией, тот имеет власть». Например, успех того или иного кандидата у нас на выборах Президента, губернатора, членов федеральной или региональной думы и т.д. находится в прямой зависимости от объема пропагандистской информации, доводимой через средства массовой информации до рядового избирателя. Но такая информация сегодня стоит денег, и очень не малых – пусть Читатель делает выводы сам.

Автор поставил все эти вопросы вовсе не для того, чтобы кого-то запугивать, не для того, чтобы призывать искать какого-либо «врага» или его образ. Научный, технический, информационный прогресс остановить или затормозить невозможно, даже если кто-то и попытался бы это сделать. Наоборот, необходимо приложить максимум усилий для оснащения наших учебных заведений компьютерами, телекоммуникационными системами, для подключения их к международным информационным сетям и т.д.

Но необходимо осознать, что Добро и Зло идут рядом! Необходимо помнить библейскую притчу о Первородном грехе. К религии можно относиться по-разному. Так, автор был и остается убежденным атеистом. Но в Библии отражен четырехтысячелетний опыт человечества, отражена веками накопленная его мудрость. Чаще всего первородный грех трактуется и понимается людьми весьма упрощенно и ошибочно, как бы, как любовное прегрешение Адама и Евы. Но суть-то этой притчи совсем в другом – они съели плод от Древа познания. Они получили Знание, нравственно, не будучи готовы к нему. Эта притча – грозное напоминание и предостережение, что человеческое ПОЗНАНИЕ опережает НРАВСТВЕННУЮ ГОТОВНОСТЬ человечества к использованию знания.

Кто же должен взять на себя нравственную ответственность за негативные последствия информатизации, за психическое, духовное здоровье людей? Тем более, сегодня, когда страна в переходный период находится в чрезвычайно тяжелых социально-экономических условиях, и для многих людей уход в «виртуальные» миры» является следствием безысходности реальной жизни.

Адресатов, очевидно, много – болезни общества должно лечить все общество. Это создатели информационных программ, хотя они зачастую безымянны и в силу их былого технического (технократического) образования им остро не хватает гуманитарного кругозора, общей человеческой культуры. Это деятели средств массовой информации. Если они «четвертая власть», то эта власть должна стать гуманной, а не антигуманной. Это деятели культуры, ученые: медики, физиологи, психологи, педагоги. Это семья, у которой необходимо воспитывать информационную культуру, культуру пользования информацией, что является вообще принципиально новой проблемой. Это врачи. Это органы государственной власти, которые должны самым срочным образом разработать и реализовать законодательство в области информатизации, ввести этот процесс в цивилизованные рамки. И так далее. И, конечно же, главное – это УЧИТЕЛЬ, который может и должен помочь детям познать и противопоставить «информационным шумам» и «виртуальным мирам» ИСТИНУ, ДОБРО, КРАСОТУ.

 

Предыдущая статья

Закрыть окно

Следующая статья

 

    Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков